Среда, 18.10.2017, 12:04
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Наши фестивали [32]
Наши друзья [9]
Материалы студий и авторов, сотрудничающих с Областным киноклубом
Вести с кинофестивалей [8]
История киноклуба [2]
Молодежный телеформат [1]
Гимн киноклуба [1]
Поиск
Друзья сайта
  • Встречи на Вятке
  • Киностудия "Обод"
  • Медиастудия "Лев-кино"
  • Фестиваль "Алый парус"
  • ДТО "Май"
  • RR production
  • Видеостудия "2х2"
  • Киностудия "Горизонт"
  • Наш опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 228
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Участие в конкурсах


    Каталог статей

    Главная » Статьи » История киноклуба

    История кировского «Областного киноклуба»
     
    История кировского
    "Областного киноклуба"


    Юрий Фёдорович Веретенников - с основания киноклуба заместитель председателя, с 1988 по 2004 г.председатель Совета киноклуба. Член «Союза журналистов СССР», «Отличник телевидения и радиовещания СССР», «Отличник кинематографии СССР», кавалер ордена «Знак Почёта».
     

      
    Вначале было… изображение! Да, да, именно оно, покорившее зрителей первого киносеанса 28 декабря 1895 года в Париже, который состоялся в небольшом кафе на бульваре Капуцинов . Молодые инженеры Луи и Огюст Люмьеры, используя достижения науки и техники того времени , сконструировали универсальный аппарат, с помощью которого могли снимать окружающий их мир на целлулоидную плёнку, копировать с неё позитивные копии снятых кадров и проектировать их на белое полотно экрана.
     
    «Ожившее» на полотне изображение покорило не только жителей Парижа, но в считанные месяцы и весь мир. Уже в мае следующего года «синематограф Люмьеров» смотрели жители Петербурга, а в Вятке первый киносеанс состоялся 14 мая 1897 года и длился он всего 20 минут. Таким образом, братьев Люмьеров мы можем считать ПЕРВЫМИ КИНОЛЮБИТЕЛЯМИ, а самих себя - их потомками. Ещё один из первых кинолюбителей - Жорж Мельес, снявший уже в 1896 году фантастический фильм «Полёт на Луну», впервые применил простые комбинированные съёмки, которыми и сегодня успешно пользуются все киновидеолюбители. И ещё один исторический факт. Принято считать 14 октября 1908 года днём рождения Российского кино. Именно в этот день фирма А. Дранкова выпустила на экраны одновременно в Москве и Петербурге первый отечественный фильм «Понизовая вольница» (по мотивам песни о Степане Разине ). Третьим городом, где этот фильм в тот же день вышел на экран, была наша Вятка! То, что сегодняшних кировских киновидеолюбителей можно считать потомками, хотя и дальними, первых отцов-основателей кинематографа.
     
    Осенью 1960 года в Кировское областное Управление культуры пришло письмо из Москвы с приглашением принять участие во Втором Всесоюзном фестивале кинолюбителей в Ленинграде. Ответ на письмо был краток: «Кинолюбителей в Кирове нет». Такое же письмо поступило в отдел по кино областного Совета профсоюзов к Борису Яковлевичу КОЗМИНЫХ. И именно по направлению профсоюзов на этот фестиваль в декабре 1960 года поехали с программой любительских фильмов директор клуба юных техников при доме культуры «Родина» В.И. КАЛИНИН, руководитель кинокружка «Знание» при Политехникуме Георгий Яковлевич ШЕРМАН и старший оператор киногруппы телевидения Юрий Федорович ВЕРЕТЕННИКОВ.
     
    Фестиваль проходил в уютном малом зале кинотеатра «Аврора» , расположенном неподалёку от Невского проспекта . Председателем жюри был Народный артист СССР Григорий Львович РОШАЛЬ. Просмотрено порядка 200 любительских 16 мм фильмов различной тематики, представленных от многих регионов нашей страны. Проходили интереснейшие обсуждения показанных кинопрограмм мастерами большого кино, выступления авторов фильмов, награждение победителей фестиваля в различных номинациях. Мы уезжали из Ленинграда, напитанные энергией своих коллег по «малому» – любительскому кино, а также с двумя дипломами и тремя грамотами жюри фестиваля.
     
    В областной газете « Кировская правда» отделом информации и культуры в то время руководил Константин Васильевич ВЕРХОТИН, который заинтересовавшись рассказами о прошедшем фестивале и первыми успехами кировчан, дал большую статью в своей газете под общей рубрикой « Дорогу малому кино!» Кстати, этому талантливому и очень уважаемому журналисту суждено было сыграть ведущую роль в становлении и развитии кинолюбительского движения в городе Кирове и области.
     
    Регулярные подборки о кинолюбителях давала и областная молодёжная газета «Комсомольское племя», редактор которой Леонид Александрович ШАРОМОВ сам был страстным кинолюбителем. В 50 – 60-х годах любительская 16 миллиметровая съёмочная кинокамера способствовала росту большого числа самодеятельных студий в городе и на селе. Эти студии вовлекали в свою работу не только взрослых, но и детей, и подростков. С помощью редакций областных газет, комсомольских и общественных организаций и областного Совета профсоюзов в городе Кирове стали проводиться собственные смотры и фестивали любительских фильмов.         
     
    Первый областной фестиваль состоялся в апреле 1961 года, на котором было представлено 28 хроникально-документальных и учебных фильмов.
     
    В то время кинолюбителей очень волновали вопросы снабжения киноплёнкой и химикатами, обработки отснятого материала, монтажа и озвучивания готовых фильмов. Нужен был центр с материально – технической базой, где авторам любительских фильмов можно было бы получить методическую и практическую помощь.
     
    Вопрос о развитии кинолюбительского движения в городе и области рассматривали Обком комсомола ( первый секретарь Анатолий Иванович ДЗЮБА ) и Областной Совет профсоюзов. Такой центр был создан в апреле 1961 года и временно помещался в скромной комнатке радиоузла в доме культуры промкооперации (позже- Дом культуры «Авангард», сейчас- «Областной дворец молодежи»). Руководителём этого центра - клуба кинолюбителей, стал Анатолий Иванович ВИШНЯКОВ, ныне Заслуженный работник культуры РСФСР, а председателем Совета клуба - профессиональный кинооператор Ленинградской студии кинохроники – Дьюла Адальбертович СОДА.
     
    Следует отметить, что появление любительского кино в городе Кирове и области не было каким-то частным случаем. Это была часть процесса становления и развития нового вида самодеятельного творчества в стране. Ещё в далёкие 20 - 30-е годы, наряду с развитием профессионального кинематографа, увеличивалось число киноустановок в городе и на селе, которые несли социалистические культуру в широкие массы трудящихся и особенно молодого поколения. Во многих областях страны возникали Общества Друзей Советского Кино ( ОДСК ). Энтузиасты этих обществ начали снимать наиболее интересные сюжеты из жизни своих регионов, которые включались в выпуски профессиональной кинохроники. Но использование ими 35 миллиметровой аппаратуры и плёнки сдерживало развитие этого движения.
     
    В 50 – 60 - е годы 20 века в стране началось массовое развитие сети телевидения. Заводами был налажен выпуск 16 миллиметровых киносъёмочных камер, киноплёнки, оборудования для её обработки и монтажа. Конечно, большая часть выпускаемого оборудования предназначалась для телевидения, но не были забыты и кинолюбители.
     
    Это способствовало массовому росту кинолюбительских студий и творческих киноколлективов при различных предприятиях и учебных заведениях и в городе , и на селе . Большую роль в развитии этого вида творчества сыграли ВЦСПС и его профсоюзные организации на местах. Именно они финансировали создание киноклубов и оснащение их необходимым оборудованием и материалами, оплату специалистов-консультантов.
     
    По Советскому Союзу в 80-х годах прошлого века только по линии профсоюзов действовало порядка 11.000 киностудий, а индивидуальных кинолюбителей насчитывалось порядка 2-х миллионов.
     
    В Кировской области в это время действовало около 50 киностудий и кружков. Четырём студиям со временем были присвоены звания Народных. Первой в 1977 году, была отмечена киностудия «Звезда» г. Кирово-Чепецка, руководитель Николай Захарович ЧЕРНОВ, затем киностудии «Реал» завода «Маяк» города Кирова, руководитель Евгений Васильевич РАЕВ; студии «Факел» завода им. ХХ партсъезда, руководитель Виктор Алексеевич; КАРДАШЕВ, киностудии «Эврика», машиностроительного завода г. Вятские Поляны , руководитель Олег Борисович ПОСОХИН.
     
    Успешной работе этих и многих других киностудий и кинокружков города и области способствовала постоянная и заинтересованная помощь отдела по кино областного Совета профсоюзов в лице Александра Михайловича НУГМАНОВА и его правой руки - Николая Васильевича ГУСЕВА. Они всегда были в курсе всей работы, проводимой клубом кинолюбителей, и спешили оказать помощь при возникновении каких-либо проблем: своевременно финансировали смотры и фестивали любительских фильмов, семинары для кинолюбителей, способствовали направлению делегаций кировчан на Всероссийские и Всесоюзные смотры. И, конечно, вопросы заказа съёмочной техники, проявочного и монтажного оборудования, особенно кинолёнки для нужд кинолюбителей, стояли у них на первом плане. Кстати, и наши кинолюбители всегда достойно выступали и со всех смотров и фестивалей всегда привозили весомые награды. Один пример. С помощью киноклуба фильм «Хлеб» кинолюбителей из посёлка Шабалино был перемонтирован, озвучен и представлен в программе кировских кинолюбителей на Всесоюзный смотр в Москве. Отснятый материал по времени составлял порядка 40 минут, а в смонтированном виде - только 3 минуты. При этом замысел авторов фильма был сохранён. Фильм покорил на смотре жюри и зрителей и получил Диплом 1-ой степени Министерства культуры СССР. И что интересно, монтажная запись этого фильма, в которой имелось всего 44 кадра, затем в литературе для кинолюбителей преподносилась как образец съёмочного сценария .
     
    Через некоторое время клуб кинолюбителей был переведён во вновь открывшийся дом культуры «Космос», где получил приличное помещение , его оснастили проявочной , копировальной и звуковой техникой. Всё это резко повысило качество услуг для творческой работы кинолюбителей. Здесь уже можно было проводить семинары для опытных и занятия для начинающих кинолюбителей. Руководителем клуба долгие годы был Николай Владимирович КОПЫТОВ. Вместо уехавшего из Кирова Д.Ю. Соды, председателем Совета клуба был избран Константин Васильевич ВЕРХОТИН, возглавлявший этот Совет почти тридцать лет.
     
    В Совет клуба в разное время входили уважаемые и заслуженные кинолюбители, люди разных профессий: главный рентгенолог области, Заслуженный врач РСФСР и кавалер ордена Ленина Виктор Ростиславович ЗОЛОТАРЕВСКИЙ; Заслуженный учитель РСФСР Георгий Яковлевич ШЕРМАН; Заслуженный работник культуры РСФСР Анатолий Иванович ВИШНЯКОВ; кинооператор – документалист, Почётный кинематографист России   Аркадий Леонидович  АКАТЬЕВ; профессиональный театральный фотограф Владимир Анатольевич РУСИНОВ; кинооператор - постановщик киностудии «Ленфильм» Алексей Оникович ГАМБАРЯН; телевизионный кинодокументалист Феликс Кузьмич КОЛЫШНИЦЫН; машинист электровоза, руководитель студии «Лянфильм» Александр Михайлович ТОЛСТОБРОВ и другие, глубоко заинтересованные в развитии кировского кинолюбительства люди.
     
    Верхотин стал приглашать на семинары с кировскими кинолюбителями ведущих специалистов профессионального кино: сценаристов, режиссёров документального и научно-популярного кино, кинооператоров. Так трижды приезжал к нам кинооператор Леонид Васильевич КОСМАТОВ, удостоенный в 1949 году Государственной ( Сталинской ) премии Первой степени за двух серийный цветной фильм «ПАДЕНИЕ БЕРЛИНА». Его рассказы о съёмках этого масштабного, по числу массовых сцен, фильма и операторской работе в нём были очень интересными для кинолюбителей. А его практические советы из своего богатого опыта конспектировались всеми присутствующими кинолюбителями. Просматривая любительские фильмы, Леонид Васильевич давал дружеские советы их авторам. Приглашения на встречи с кинолюбителями профессиональных кинематографистов с тех пор стали традиционными .
     
    22 июля 1958 года начала вещание Кировская студия телевидения. А через год, в июне 1959, создаётся киногруппа для съемки информационных сюжетов и документальных программ на 16 мм киноплёнке. Старшим кинооператором этой группы предложили быть мне. Через некоторое время выяснилось, что имеющихся двух кинокамер не всегда хватает для оперативной съёмки событий. Решено было привлечь немногих, умеющих снимать кинолюбителей и учить, желающих стать ими, на курсах при телевидении. Таким образом в 1960 и 1961 годах мы подготовили две учебных группы, которые занимались по три месяца. Многие из участников курсов стали потом руководителями любительских студий. Так Николай Захарович ЧЕРНОВ, после окончания курсов организовал при доме культуры города Кирово-Чепецка студию «Звезда», оснастив её с помощью профсозного комитета химзавода современным оборудованием. Кинолюбитель, инженер Кировского завода «Авитек» Виктор Алексеевич КАРДАШЕВ, тоже создал любительскую студию «Факел» и хорошо оборудовал её с помощью заводских специалистов.
     
    С каждым годом росло число любительских кружков и студий при учреждениях культуры, профсоюзных организациях, заводах , колхозах и совхозах, учебных заведениях и школах. Росло число фильмов, снимаемых Кировскими кинолюбителями и, конечно, росло число всевозможных наград, которые авторы этих фильмов отмечались на различных смотрах и фестивалях. Но годы идут и многие фильмы уже реже вспоминаются и даже забываются… Сегодня на слуху новые лауреаты, новые авторы. И правильно поступает кировский «Областной киноклуб», что продолжает перевод старых и заслуженных любительских фильмов на цифровые носители и выпускает на дисках «Антология любительских фильмов». Эту зримую историю кировского кинолюбительства, как мне кажется, должна иметь как учебное пособие каждая кировская студия.
     
    С 1985 года Кировское училище культуры ( ныне – «Колледж культуры») начало готовить руководителей студий самодеятельного кино- и видеотворчества. Многие его выпускники сегодня руководят различными видеостудиями в городе и области, работают на каналах местного телевидения, в средствах массовой информации: Александр Михайлович АКАТЬЕВ, Анатолий Александрович НАЛЁТОВ, Александр Аркадьевич ДРЕСВЯННИКОВ, Татьяна Анатольевна КУЗНЕЦОВА, Максум Габидуллович ГАБДУЛХАКОВ, Владимир Николаевич ОВЧИННИКОВ, Сергей Петрович КОПЫЛОВ, Людмила Анатольевна КИСЛУХИНА, Валерий Дмитриевич ГЕПОЛОВ, Павел Михайлович ЛИПАТНИКОВ, Валерий Викторович НИКУЛИН, Людмила Серафимовна ПЕРМЯКОВА, Руслан Евгеньевич БЫКАСОВ, Ольга Владимировна ЖУЙКОВА и другие.
     
    Во многих кружках и студиях кинолюбителей большое внимание всегда уделялось работе с юными поклонниками любительского кино. Так в городе Вятские Поляны с детьми занимаются супруги Олег Борисович и Анна Петровна ПОСОХИНЫ при студии «Эврика» машиностроительго завода «Молот» и мультстудии «Акварель» станции юных техников. В городе Котельнич, в студии «Горизонт» при районном доме культуры, Андрей Иванович ТАРАНОВ работает с детьми по специально им разработанной программе, рассчитанной на 3 года. В любительской студии Свечинского дома пионеров долгие годы увлечённо работал с детьми Владимир Михайлович ОНТИН.
     
    Владимиром Николаевичем ОВЧИННИКОВЫМ, при школе посёлка Радужный Кирово-Чепецкого района , была организована детская киностудия «Юность», фильмы которой пользуются успехом на различных смотрах , фестивалях, в том числе и Международного уровня. Большую работу с детьми ведёт методист областного Центра детского туризма Владимир Николаевич КОЧУРОВ, который организует и проводит собственные фестивали детских любительских фильмов туристской тематики.
     
    Неизменным участником международных смотров является детская студия «ОБОД», руководит которой Олег Анатольевич БУРДИКОВ, признанный мэтр любительского игрового кино, дипломант многих Международных фестивалей непрофессионального кино.
     
    Все эти руководители видеостудий , как и многие другие их коллеги, педагоги по призванию. Их бывшие ученики часто выбирают свой жизненный путь по примеру своего руководителя студии. Так бывший кружковец «ОБОДа» Марк Константинович КРИВОШЕИН успешно заканчивает ВГИК. Воспитанник Н. З. ЧЕРНОВА из студии «Звезда» города Кирово-Чепецка Анатолий БЕЛИКОВ, после окончания операторского факультета ВГИК/а работал с известным режиссёром Станиславом ГОВОРУХИНЫМ. Бывшая работница подготовительного цеха шинного завода, кинолюбитель Тамара ВЕТОШКИНА, тоже окончила ВГИК и работала оператором объединения «Экран» Центрального телевидения. Таких примеров много.
     
    Кировское телевидение постоянно сотрудничало с киноклубом, готовило передачи по освещении работы кировских кинолюбителей, рассказывало об итогах областных конкурсов и фестивалей любительских фильмов, а лучших авторов и их фильмы представляло вниманию телезрителей. На протяжении двух десятков лет редакторы Николай Владимирович БУЛЫЧЁВ, а затем Юрий Андреевич КОРЗОВАТЫХ , с помощью киноклуба готовили и выдавали в областной телеэфир ежемесячную передачу «Снимают кировские кинолюбители», которую кинолюбители всегда ждали.
     
    Кировское сообщество кинолюбителей всегда решало организационные, технические и творческие вопросы через объединяющий их центр - клуб кинолюбителей, пятидесятилетний юбилей которого, мы отмечаем. Но в «лихие годы реформ» по всей стране прошел обвал кинолюбительского движения, ВЦСПС (профсоюзы) перестал финансировать областные киноклубы, их в большинстве городов просто растащили. И наш областной Совет профсоюзов тоже перестал финансировать своё родное дитя – клуб кинолюбителей.
     
    Больших усилий стоило Совету киноклуба и , в первую очередь его руководителю Владимиру Викторовичу ВОЛКОВУ, решение о переходе в подчинение и финансирование в областной Департамент культуры и искусства, которым долгое время руководил Заслуженный деятель искусств РСФСР и Заслуженный работник культуры РСФСР Геннадий Михайлович БАЛЫБЕРДИН.
     
    Здесь любители смотрят фильмы и учатся у профессионалов, а профессионалы, в свою очередь, заряжаются молодой энергией и энтузиазмом у кинолюбителей.
     
    Сейчас кировский киноклуб, в лице его прекрасного организатора и обаятельного директора – Татьяны Алексеевны ПЕРМИНОВОЙ, сегодня вхож во многие административные и общественные структуры, начиная от местных и кончая Союзом кинематографистов и Министерством культуры, которые не отказывают киноклубу в поддержке новых творческих проектов.
     
    Кинематографу в декабре 2011 года будет 116 лет, а кировскому «Областному киноклубу» всего-то 50 лет! Возраст достаточно молодой и даёт надежду, что впереди у него уверенное будущее!
    Категория: История киноклуба | Добавил: Goga (24.03.2011)
    Просмотров: 2866 | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 0
    avatar